Международные перевозчики просят либерализации.

Международные автомобильные перевозки сегодня наиболее зарегулированы, что затрудняет создание единого рынка в этом сегменте. А отказ таможни от исполнения Конвенции МДП ставит российских перевозчиков в невыгодное положение в сравнении с иностранными. К такому выводу пришли участники X международной конференции Международного союза автомобильного транспорта IRU.

Конференция в очередной раз подчеркнула важную роль автомобильного транспорта в ускорении экономического роста в Евразии. Впрочем, само это ускорение проходит не так скоро, как того хотелось бы участникам транспортного рынка. Как рассказал председатель белорусской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» Николай Боровой, сравнение временных и стоимостных затрат на экспорт государств-членов ТС и ЕС по показателю «Международная торговля» в рейтинге «Ведение бизнеса 2015»  показывает, что в Беларуси, России и Казахстане количество документов для экспорта, которые необходимо предъявить,  составляют 8, 9 и 10 соответственно. А в Польше, Литве, Латвии вдвое меньше – не более, чем 4 - 5. Стоимость экспорта (US$ за контейнер) в Беларуси составляет 1460, в России – 2705, и в Казахстане доходит уже до 5285. 

У ближайших соседей из ЕС этот показатель значительно  ниже: в Польше – 1050, в Литве – 750, Латвии –  600. При этом либерализация транспортных услуг всего на 1%  дает + 0,6%  роста производительности компаний. Существующая практика применения разрешительных систем в области международных автомобильных перевозок – это сдерживающий фактор на пути движения товаров в Евразии и барьер для доступа к рынку.

По словам Александра Забоева, эксперта представительства IRU в Евразии, международные автомобильные перевозки наиболее зарегулированы в сравнении с другими видами транспорта, в частности, морским и авиа. Так, морские перевозки основаны на принципах свободного судоходства: транзит, двусторонние перевозки, перевозки в третьи страны, из них, в отдельных случаях – доступ в торговые порты на безразрешительной основе. В сфере грузовых  авиаперевозок так же активно идет процесс либерализации двусторонних соглашений, переход к многосторонним соглашениям и соглашениям «об открытом небе», расширяется доступ к перевозкам  грузов из третьих стран. На этом фоне разрешительная система в области автоперевозок по-прежнему, как и сто лет назад, является основой международных автомобильных перевозок на территории Евразии, а либерализация успешно проведена только в США, Канаде и ЕС.

Следствием ограничения двусторонней модели международных автомобильных сообщений, как рассказал  Александр Забоев, становится невозможность создания единого рынка международных перевозок. Рынки остаются изолированными и ограничиваются парами государств, заключивших двусторонние договоры. Наряду с этим, существующие двусторонние соглашения практически не затрагивают качественные требования в области технической безопасности или охраны окружающей среды, а так же содержат минимальные возможности гармонизации требований к условиям перевозок. В целом, недостаток двусторонних разрешений отрицательно влияет на внешнюю торговлю, а  несбалансированность экспорта и импорта приводит к неэффективному использованию транспортных средств. Из года в год перевозчики вынуждены не только нести высокие затраты на администрирование разрешительной системы, которая включает ежегодные комиссии, ведение переговоров, выпуск большого количества разрешений, организацию распределения разрешений и др., но и затраты на получение самих разрешений. Нередко на одну поездку необходимо получить несколько разрешений разных стран, в т.ч. транзитные, что отрицательно сказывается на себестоимости перевозок и конечной цене товара. Как показало исследование IRU «Индексы открытости», в среднем за год затраты, связанные с получением разрешений, для среднестатистического перевозчика в регионе Евразии составляют $1,286 при этом ущерб от длительной процедуры выдачи разрешений оценивается в $967,5.

Тем не менее, в результате глобализации экономики и торговли регулирование на транспорте постепенно переходит от двусторонних разрешительных систем  к свободному рынку. Многосторонние соглашения играют роль промежуточного этапа в процессе структурного изменения регулирования на транспорте.  Важную роль здесь играет развитие международных перевозок с использованием книжек МДП в Евразии.  По словам Ксении Каско, заместителя руководителя департамента МДП IRU, в последние годы транспортные коридоры, пересекающие Евразию, постепенно смещаются на восток и юг. Это привело к росту связующей роли стран региона, в особенности стран Центральной Азии, где использование МДП за последние 4 года в среднем возросло на 21%. На  пути присоединения к Конвенции МДП находится крупнейшая экономика мира – КНР. Так, в середине февраля этого года таможенные органы КНР официально одобрили документ о присоединении к Конвенции МДП, а документ направлен на окончательное рассмотрение в 4 министерства, 3 из которых уже дали свое согласие. География расширения МДП уже включает в себя и Пакистан. В конце 2014 года  соответствующими министерствами этой страны было одобрено присоединение к Конвенции МДП. Досье находится на повестке дня заседания кабинета министров, а однозначно позитивные результаты исследования о преимуществах присоединения к Конвенции, подготовленного Пакистанским национальным институтом управления по заказу правительства, практически  не оставляет сомнений в том, что итоговый документ будет имплементирован. Более 300 операций МДП завершено в Афганистане, здесь так же выданы первые книжки МДП. Целью  на 2015 год так же заявлен операционный статус МДП в ОЭС.  В целом в настоящее время электронный обмен данными МДП охватывает 54 страны: в 19 из них внедрена система «SafeTIR в реальном времени», в 31 стране система МСАТ для предварительного информирования работает в таможенных системах.

Итоговым документом конференции IRU стала  резолюция, которая призывает национальные компетентные органы в области автомобильного транспорта создать благоприятные  условия, с тем, чтобы автомобильный транспорт мог успешно решать поставленные задачи. В Резолюции в качестве приоритетных задач, требующих немедленных действий,  обозначены гармонизация национальных и международного законодательств в области таможенных процедур, полное восстановление действия Конвенции МДП на территории РФ, расширение доступа к рынку автотранспортных услуг.

Источник: http://провэд.рф

 

Go back

X