Минобрнауки намерено создать единого оператора научно-исследовательских судов

На Морской коллегии под председательством вице-премьера Юрия Борисова обсуждалась разработанная Минобрнауки концепция создания единого национального оператора (ЕНО) в сфере строительства, содержания и использования научно-исследовательских судов (НИС). Об этом сообщает газета «Коммерсантъ».

По итогам коллегии Минобрнауки, Минсельхозу и Минприроды дано поручение дополнительно проработать вопрос создания ЕНО. При этом в протоколе будет отмечено, что это «перспективное направление в повышении эффективности морских научных исследований».


Сейчас научные суда используются различными ведомствами для своих задач, наиболее крупные флоты у Минобрнауки, Росгидромета и Росрыболовства. Все суда устарели (в среднем им более 30 лет), многие не могут выйти в море. Так возраст самого «молодого» научного судна Института океанологии имени Ширшова составляет 31 год.

Минобрнауки предлагает передать их единому оператору, чтобы тот занимался обеспечением и координацией морских исследований, развитием флота и формированием баз данных по результатам экспедиций. Кроме того, предлагается строить новые суда в виде «унифицированных платформ модульного типа», чтобы использовать их для проведения разных исследований.

В министерстве заявили, что создание оператора «исключит конфликт интересов, который невольно возникает между институтами — судовладельцами и другими научными организациями».

Однако Росгидромет выступил против. Там считают, что передача функций по «содержанию, обновлению, ремонту, обеспечению выполнения требований международных конвенционных и отечественных документов создает угрозу срыва выполнения государственных обязанностей и задач по обеспечению регулярных исследований Мирового океана, Арктики и Антарктики и мониторинга состояния загрязнения морской среды».

Концепцию сочли «нецелесообразной», поскольку ЕНО не несет ответственности «за исполнение возложенных на Росгидромет обязанностей, связанных с работами подведомственного научного флота».

Из материалов Минобрнауки следует, что создание ЕНО не поддержали и в Росрыболовстве. Там считают, что использование их судов для целей, не связанных с их прямым предназначением, крайне негативно отразится на функционировании рыбохозяйственной отрасли и приведет к ослаблению государственных функций по управлению водными биоресурсами.

Источник «Коммерсанта», знакомый с ситуацией, говорит, что на заседании Морколлегии глава Росрыболовства Илья Шестаков склонялся к возможности передать часть исследований в ЕНО, оставив за агентством определенные виды работ.

Представитель ВМФ РФ на Морколлегии отметил, что «создание ЕНО может рассматриваться как направление долгосрочного перспективного развития научно-исследовательского флота», но сам ВМФ нуждается в специализированных судах.


Пока решение не принято, Минобрнауки приступило к созданию ведомственного оператора НИС.

В его рамках планируется передать флот из 11 НИС неограниченного района плавания (7 в эксплуатации), а также недвижимое имущество (причал, портовые сооружения и т. д.) из Института океанологии РАН имени Ширшова (ИО) в управление научно-исследовательского флота ДВО РАН (УНИФ).

В 2017 году флот был передан от УНИФ в ИО. Сейчас, согласно «дорожной карте»

УНИФ планируется преобразовать в ФГБУ «Единый ведомственный оператор научно-исследовательского флота Минобрнауки России». В ИО сообщили, что уже получили документы о передаче тихоокеанской базы флота в УНИФ.

В Института океанологии считают, что передача флота не приведет к позитивным переменам, а лишь удалит суда от конечных пользователей, создаст существенные организационные трудности и увеличит необязательные затраты. В материалах института к Морколлегии предлагается сосредоточиться на существующих проблемах, главная из которых — ограниченное финансирование. Как следует из письма ИО от 30 января в РАН, в последние годы бюджет выделял на содержание НИС и морские экспедиционные исследования 1 млрд руб. в год. Это позволяло выполнить минимальный плановый ремонт судов и провести 838 судо-суток экспедиционных исследований (в 2019 году). В 2020 году, поскольку траты на ремонт вырастут, общий объем исследований сократится на 30%. В Европе эффективный показатель одного НИС — загруженность исследованиями 280–300 суток в год, для достижения такого результата в РФ при существующей структуре флота финансирование должно составить 2,9 млрд руб.

Источник: morvesti.ru

 

Вернуться назад

X