Начальник Главного таможенного управления КНР: торговля с Россией будет развиваться.

В минувшем 2015 году в связи с падением курса рубля и под воздействием ряда внешнеэкономических факторов заметно сократились объемы российско-китайской торговли. Сохранится ли ситуация в этом году, возможно ли вернуться к прежним объемам взаимодействия – на эти вопросы в интервью ТАСС ответил начальник Главного таможенного управления КНР Юй Гуанчжоу.

- Как вы оцениваете итоги 2015 года?

Согласно статистике Государственного таможенного управления КНР, в 2015 году объем российско-китайской торговли сократился на 27,8% и составил 422,73 млрд юаней (65,3 млрд долларов). Таким образом доля России в общем объеме внешней торговли Китая в прошлом году составила 1,7%. При этом в РФ объем китайского экспорта сократился на 34,4% и составил 216,23 млрд юаней (33,4 млрд долларов), а импорт российских товаров снизился на 19,1% - до 206,5 млрд юаней (31,9 млрд долларов).

Объем российско-китайской торговли сократился на фоне мирового снижения уровня торговой активности в мире. Низкий уровень спроса на глобальном рынке в значительной мере отразился на сравнительно простой структуре торговых отношений России и Китая. С одной стороны, Китай импортирует из России нефть, нефтепродукты, древесину, уголь и другие виды товаров. В прошлом году на мировом рынке произошло существенное падение цен на нефть и сырье, что привело к сокращению российского экспорта в Китай. Если посмотреть на нефть, то в 2015 году Китай увеличил импорт российской нефти на 28,2% - до 42,43 млн тонн. По этому показателю Россия вышла на второе место (после Саудовской Аравии). Но в денежном выражении, после падения стоимости экспорта на 45,5%, стоимость импорта снизилась на 30,1% и составила 107,05 млрд юаней (16,53 млрд долларов), или 52% от всего объема российского экспорта в КНР.

Россия и Китай являются крупнейшими странами-соседями, которых связывают отношения стратегического партнерства.

С другой стороны, в Китае наблюдается замедление темпов роста ВВП и проводится трансформация структуры китайской экономики, что ведет к снижению спроса на сырье. Из-за снижения мирового уровня цен доходы России от экспорта нефти и газа снизились, что привело к снижению спроса на экспортируемые Китаем товары и определенным образом привело к снижению интенсивности двусторонней торговли.

Если говорить более детально, то российско-китайская торговля в 2015 имела следующие особенности:

Во-первых, Китай преимущественно экспортировал в Россию электротехническую продукцию (электромеханические изделия, изделия машиностроения и электроники), а также трудоемкую продукцию (текстиль, одежда, изделия из пластмасс, мебель, обувь, сумки и .д.) и продукты питания.

В 2015 году Китай экспортировал в Россию электротехническую продукцию общей стоимостью 96,19 млрд юаней (14,86 млрд долларов, сокращение на 36,6%), что составляет 44,5% всего китайского экспорта в РФ. При этом объем экспорта трудоемкой продукции в Россию сократился на 34,1% - до 75,67 млрд юаней (11,69 млрд долларов). Доля этих видов товаров в общем объеме китайского экспорта составила 35%. Что касается сельскохозяйственной продукции, то по итогам года объем экспорта в РФ снизился на 20,8% и составил 11,19 млрд юаней (1,73 млрд долларов), или 5,2% от всего объема экспорта.

Во-вторых, в прошлом году Китай преимущественно импортировал из России сырье. В 2015 году стоимость импортированной Китаем из РФ нефти составила 107,05 млрд юаней (16,53 млрд долларов, сокращение на 30,1%). При этом импорт пиломатериалов возрос на 15,4% - до 11,04 млрд юаней (1,7 млрд долларов), а сельскохозяйственной продукции на 11,7% - до 10,66 млрд юаней (1,65 млрд долларов). По итогам года объем импорта нефтепродуктов из России сократился на 29,6% - до 9,93 млрд юаней (1,53 млрд долларов), необработанной древесины снизился до 7,95 млрд юаней (1,23 млрд долларов, сокращение на 16%), а морепродуктов до 7,26 млрд юаней (1,12 млрд долларов, снижение на 6,6%).

Несмотря на то, что в прошлом году произошло снижение торгового оборота между Россией и Китаем, в долгосрочной перспективе взаимодополняющая структура российско-китайской торговли не изменится. Россия и Китай являются крупнейшими странами-соседями, которых связывают отношения стратегического партнерства. У нас не только хорошие политически отношения, но и расширяющееся торгово-экономическое партнерство. Я верю, что российско-китайская торговля будет развиваться.

- Какие меры следует предпринять для развития российско-китайской торговли?

С целью развития двусторонней торговли нашим странам необходимо расширять каналы торговли, способствовать ее диверсификации.

Стратегическое сопряжение инициативы "Один пояс и один путь" (концепция межрегионального развития "Экономический пояс Шелкового пути" и "Морской шелковый путь XXI века", предложенная председателем КНР Си Цзиньпином - прим. ТАСС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), развитие инфраструктуры, и сотрудничество в сфере финансов будут способствовать развитию двусторонней торговли. Не менее важными являются меры по содействию развитию торговли, ее оптимизации, развитии новых форм ведения коммерции и электронной торговли, укрепления сотрудничества банков России и Китая, продвижение расчетов в юанях и эффективное противостояние валютным рискам. В последние годы таможни России и Китая провели реформу ведения контроля, постоянно внедряя инновационные формы работы, тем самым способствуя росту оборота торговли и улучшению ситуацию в сфере торговли в целом.

Наши ведомства продолжают укреплять сотрудничество по следующим направлениям:

Нашим странам необходимо расширять каналы торговли, способствовать ее диверсификации.

Во-первых, введение режима взаимного признания результатов таможенного контроля. В августе 2014 года на КПП "Пограничный - Суйфэньхэ" и "Полтавка - Дуннин" в экспериментальном порядке был впервые введен этот режим, который позволил ускорить прохождение грузов. Основной целью новшества является ускорение прохождения досмотра экспортируемых в Россию овощей и фруктов, а также импортируемой Китаем древесины. Сейчас этот список пересматривается и туда планируется включить экспортируемые в Россию мешки и упаковочные материалы, а также импортируемые Китаем кукурузу, минеральную и газированную воду, пиво, сою и ряд других наименований. Мы рассчитываем, что эксперимент будет распространен на КПП "Нижнеленинское – Тунцзян" и "Благовещенск - Хэйхэ". Новый режим будет способствовать повышению уровня приграничной торговли и двусторонней торговли в целом.

Во-вторых, стороны продолжают укреплять сотрудничество в рамках реализации проекта "Зеленый коридор", направленного на упрощение таможенных процедур. Этот проект успешно реализуется с 2014 года, при его реализации учитываются пожелания компаний. Нашим следующим шагом, с целью развития торговли, станет его оптимизация и распространение на большее число компаний, а также КПП и портов.

В-третьих, реализация соглашения о контейнерных перевозках. Данный документ был скреплен подписями 3 марта 2015 года, его целью является ускорение оформление таможенных процедур контейнерных перевозок. В настоящее время мы ведем активную подготовку к выполнению соглашения.

В-четвертых, продолжатся сотрудничество по ряду других направлений. Среди них – совершенствование методик сбора статистической информации, расширение обмена данными по товарам и эффективная борьба с противоправными действиями, а также ведение контроля за уровнем цен и укрепление сотрудничества пограничных КПП с целью развития приграничной торговли.

- В последнее время многие говорят о развитии электронной торговли. Какие шаги в этом направлении сделали Федеральная таможенная служба (ФТС) России и Главное таможенное управление КНР?

Правительство Китая уделяет большое внимание трансграничной электронной торговле, руководство Госсовета КНР неоднократно издавало соответствующие указания. Главное таможенное управление КНР при работе в этом направлении руководствуется принципами инноваций и поддержания здорового развития сегмента электронной торговли. В настоящее время проводится ряд экспериментов, мы также активно проводим исследования по выработке соответствующей политики, мерах учета и контроля.

Также ведется разработка единой системы экспорта товаров и проводится эксперимент в городе Ханчжоу (провинция Чжэцзян), на основе которого уже выработаны меры нового таможенного контроля. С мая прошлого года Главное таможенное управление КНР стало обрабатывать поступление товаров электронной торговли в круглосуточном режиме, без перерывов на праздники. Это позволяет компаниям оформить соответствующие процедуры в течение суток.

Электронная торговля между Россией и Китаем стремительно развивается.

Если говорить в целом, то электронная торговля между Россией и Китаем стремительно развивается, ФТС России и Главное таможенное управление КНР активно сотрудничают в этом направлении. Во-первых, в апреле 2014 года наши ведомства провели встречу в городе Ханчжоу, где с участием онлайн-ритейлера Alibaba обсудили перспективы развития данного направления и укрепления сотрудничества в сфере электронной торговли, а также договорились о проведении экспериментальных проектов в области электронной торговли. Во-вторых, в октябре прошлого года наша делегация ездила в Россию для участия в конференции, посвященной электронной торговле. Там обсуждались вопросы развития трансграничной электронной торговли и проблемы, стороны делились опытом и предложениями.

В-третьих, в конце прошлого года в Китае прошла трехсторонняя встреча представителей таможенных органов Китая, Монголии и России. В рамках встречи стороны обменялись мнениями и договорились работать над трехсторонними соглашениями в области электронной коммерции. В-четвертых, в рамках седьмой встречи ФТС России и Главного таможенного управления КНР стороны рассмотрели вопросы работы с почтовыми отравлениями и их доставки железной дорогой.
Стороны намерены укреплять сотрудничество в области электронной торговли, укреплять обмен опытом в области технологий, а также сфере информации, надзора за соблюдением закона с целью развития трансграничной электронной торговли.

- Как развивается сотрудничество в области транспортных коридоров?

Сотрудничество России и Китая в этой области началось в 90-е годы двадцатого столетия.

Россия и Китай вместе пойдут по "Шелковому пути".

Основные механизмы сотрудничества были утверждены главами правительств РФ и КНР. Первая встреча, посвященная этому вопросу, была проведена в октябре 1997 года и потом стороны собирались для обсуждения на ежегодной основе. На конец 2015 года были проведены 18 встреч. Согласно данным российских СМИ, сейчас ряд функций в этой области передано министерству транспорта России.

Работа над созданием коридоров приносит выгоду обеим сторонам и строится на принципах дружбы, способствует укреплению доверия друг к другу. По мере работы группы экспертов был решен большой объем вопросов по открытию границы, созданию КПП и регулированию их работы. По мере развития приграничной инфраструктуры, оптимизации работы пропускных пунктов и налаживания взаимодействия между ведомствами с целью развития двусторонней торговли.

Работа над созданием коридоров приносит выгоду обеим сторонам.

В июле 2015 году в Уфе прошел саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), на котором Китай, Россия и Монголия подписали соглашения о трехстороннем сотрудничестве таможенных служб трех государств. В декабре прошлого года и феврале текущего стороны, в ходе встреч, выявили готовность укреплять сотрудничество и претворять в жизнь договоренности, достигнутые в Уфе, создании трехсторонних механизмов работы и поддержки "Экономического пояса Шелкового пути", Евразийского трансконтинентального коридора и программы "Степной путь" в Монголии.

- В ходе последнего визита председателя правительства РФ Дмитрия Медведева в Китай было подписано соглашение по поставкам российского зерна в Китай. Когда начнутся поставки? Готово ли Главное таможенное управление КНР к этой задаче?

Китайская таможня уважает соглашения в этой области и уже провела необходимую подготовку. Во-первых, способствование процессу снижения объема требуемых документов, проведение ряда реформ с целью обеспечения более оперативного прохождения границы. Эти преобразования упростят оформление процедур контроля и прохождение процесса в целом, повысят эффективность работы и снизят издержки предприятий.

Во-вторых, предусмотрена заблаговременная подача декларации, круглосуточно принимаются заявки на прохождение границы. Этот процесс централизован с целью оперативного досмотра пищевых товаров как импортируемых, так и экспортируемых.

- Как сейчас развивается сотрудничество таможенных служб РФ и КНР в области железнодорожных перевозок? Какие из направлений сейчас развиваются быстрее?

С целью реализации инициативы "Пояса и Пути" (концепция межрегионального развития "Экономический пояс "Шелкового пути" и "Морской шелковый путь XXI века", предложенная Си Цзиньпином) Главное таможенное управление КНР и China Railway Corporation подписали меморандум, целью которого является способствование прохождения железнодорожного транспорта.

Главное таможенное управление КНР уделяет большое значение странам, через которые проходит Евразийский трансконтинентальный коридор, включая Россию. Его целью является сокращение времени на досмотр, упрощение процедур, снижение издержек и разрешение вопросов, возникающих в ходе реализации коридора.

Источник: www.tass.ru

 

Вернуться назад

X