Операторам ж/д состава закрепили только одну обязанность.

Правительство утвердило положение «Об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками».

В 4 пункте документа  четко обозначено, что операторы оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов и контейнеров оператора юридическим и физическим лицам для перевозки грузов железнодорожным транспортом любыми видами отправок. Основной посыл постановления состоит в том, что  все взаимодействия оператора с клиентами и владельцами инфраструктуры осуществляются на основании договоров, включающих элементы, предусмотренные законодательством РФ. Единственная обязанность, налагаемая на них – это обеспечивать соответствие  предоставляемых ими железнодорожных вагонов и  контейнеров общим требованиям законодательства о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации. Также в статье 10 отмечено, что в случаях предусмотренных законодательством, операторы передают на возмездной основе принадлежащие им железнодорожные вагоны. Как отмечают в Минтрансе, необходимость разработки положения уже более 10 лет содержится в статье 2 закона «О железнодорожном транспорте».

Некоммерческое партнерство «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» сообщило, что положительно оценивает принятие документа.

Как полагает заместитель исполнительного директора партнерства Андрей Тонких, теперь необходима дальнейшая разработка и принятие нормативной базы, которая определяет основы саморегулирования на операторском рынке, и в первую очередь  обязанности предоставлять подвижной состав и являться членами единой СРО. Предстоит определить место и роль оператора в системе отношений, которые регламентируются Уставом железнодорожного транспорта.  Из-за невозможности прийти к компромиссу по основным проблемам в отрасли документ получился очень общим, хотя намерения у законодателей были совершенно иными.

Первый вариант положения, разработанный Минтрансом, появился в самом конце 2011 года и предполагал, что оператором является тот, у кого в собственности или под управлением находится не менее тысячи вагонов. Однако протесты небольших компаний и ФАСа возымели свое действие.

В начале прошлого года появился новый вариант, где всех операторов разделяли на пять категорий, фактически также в зависимости от размеров и специализации.  Однако и он был отвергнут операторами и антимонопольщиками. Поэтому данное положение является плодом компромисса, в котором, по мнению ОАО «РЖД» нет ничего, что могло бы способствовать решению текущих проблем.

«Данное постановление, по сути, ничего не добавляет к той правовой базе, что уже имеется, - говорит заместитель руководителя департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Надежда Михайлова. – Практически такое же определение оператора имеется и в сегодняшнем законе «О железнодорожном транспорте». Для решения проблем, накопившихся в отрасли РЖД предлагало внести в действующее законодательство положения, которые, во- первых, вводили бы для операторов принцип публичности, а во-вторых, - они должны состоять в единой саморегулируемой организации, для того, что бы она разработала единые правила и стандарты оказания операторских услуг.

«Если перевозчик наделен принципом публичности и обязан принять к перевозке любой груз, а владелец вагонов не обязан их предоставить, то рано или поздно наступит такая ситуация, когда здесь обнаружится явный дисбаланс, - говорит Надежда Михайлова. – Хорошо, что у нас сейчас профицит вагонов. Но ситуация может измениться».

С другой стороны такие предложения не могут содержаться в подзаконном акте, каким и является постановление. «Это прерогатива только закона, который в этом случае, кстати, может быть любым, - пояснил  заместитель руководителя правового департамента ОАО «РЖД»  Алексей Васильев. – Обязательность членства в единой СРО, к примеру, можно установить не только в законе «О железнодорожном транспорте», но и в соответствующем законе «О саморегулируемой организации», а публичность операторской услуги – в Уставе железнодорожного транспорта».

Если предложения РЖД об обязательном членстве в СРО и о публичном предоставлении услуг будут приняты, то проставление придется корректировать, замечает Алексей Васильев.

Источник: www.morvesti.ru

 

Вернуться назад

X