Портовые особые экономические зоны неинтересны своим резидентам.

Потенциальные резиденты проявляют очень слабый интерес к портовым особым экономическим зонам (ПОЭЗ). Эта ситуация вызвана тем, что они практически ничего не выигрывают от своего статуса. Об этом в ходе заседания экспертного совета при Федеральном агентстве морского и речного транспорта (Росморречфлот) заявили участники совещания.


Одним из главных вопросов, которые обсуждались на заседании экспертного совета Росморечфлота, стал вопрос о портовых особых экономических зонах (ПОЭЗ). Участники совещания пытались найти ответ на вопрос, почему бизнес практически не проявляет интереса к ПОЭЗ и число желающих стать резидентами этих зон очень невелико.


Как отметил Александр Шиманский, генеральный директор ЗАО «Морцентр-ТЭК», для существующих портов такая схема неинтересна, потому что их потоки уже сложились. Стивидорные и транспортные компании уже построили терминалы, подвели к ним подъездные пути и т.д. Участие в ПОЭЗ только добавляет им хлопот.


Дмитрий Соснин и.о. министра министерства экономического развития Мурманской области, поделился собственным опытом создания ПОЭЗ. «Правительство Мурманской области провело большую подготовительную работу по запуску ПОЭЗ, однако серьезными результатами похвастаться пока не можем, – сказал Дмитрий Соснин. – С резидентами ситуация сложная. Пришли пока только три заявки. Этого мало, но тому есть объективные причины».


Представитель мурманского правительства назвал две главные причины, по которым портовые экономические зоны не вызывают особого ажиотажа, как в Мурманской, так и в других областях.


Первое ограничение: несовершенство существующего законодательства в отношении ПОЭЗ. Оно не дает практически никаких преференций резидентам зоны. Если в порт заходит судно под иностранным флагом, даже если оно фрахтуется российской компанией, на него будут распространяться все пошлины, сборы, уплата НДС и так далее.


В качестве иллюстрации Соснин привел следующий пример: все три заявки на вступление в ПОЭЗ пришли от небольших рыбоперерабатывающих компаний, у которых есть необходимость плавать под российским флагом. «У этих компаний есть договора с судами, которые подлежат российской юрисдикции. Такие рыбопромысловые суда заходят на территорию порта Мурманск, отдают сырье, которое затем перерабатывается на территории ПОЭЗ. В результате пошлинами такая переработка не облагается, а потом готовый продукт вывозится на экспорт в Норвегию. Но на иностранные суда такая практика не распространяется, как только товар покинет ПОЭЗ, они будут вынуждены заплатить и все пошлины, и НДС», – сказал Соснин.


Вторая причина, на которую указал эксперт, – нелогичное распределение полномочий и обязанностей по ПОЭЗ среди органов власти. Если все преференции (освобождение от налогов, сборов и т.д.) предоставляет субъект федерации, то решение о принятии резидента принимается на федеральном уровне – в Минэкономразвития. В результате решение по допуску нового резидента в ПОЭЗ принимается очень долго, бывают случаи, когда волокита тянется более 2-х лет.


Позицию мурманского специалиста поддержал Серик Жусупов, исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов России (АСОП). «Управление особыми зонами нужно перевести в регионы, потому что это их вопрос, и именно они администрируют свои налоги. Нужно переосмыслить, соответствуют ли нормы нынешнего закона, той идеологии, которую в них вкладывали», – сказал руководитель АСОП.

Источник: www.morvesti.ru

 

Вернуться назад

X