Шелковый путь белорусской логистики.

Китай активно теснит США и Европу на мировых рынках. Его очередной грандиозный проект может быть выгоден для целого ряда стран, включая Беларусь.

Великий шелковый путь — один из древнейших глобальных торговых путей в Евразии. Как и все торговые пути в Европу, он начинался на императорской дороге в Сиане, бывшей столице Китая. Далее дорога шла через северо-запад Китая и Центральную Азию.

В 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин принял решение реанимировать проект на основе концепции «Один пояс, один путь» (Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века). Новый путь соединит Китай со странами Европы, укрепит сотрудничество с Азией и Африкой, создаст одну из самых масштабных инфраструктурных сетей в мире. Для этого в Китае учредили Фонд Шелкового пути с бюджетом 40 млрд долларов США и возможностью докапитализации.

Деньги на проекты пойдут и из пресловутого Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), капитал которого составляет 50 млрд долларов, и Нового банка развития, созданного странами БРИКС.

Реализация сухопутной части проекта предполагает создание до нескольких сотен инфраструктурных проектов: железные дороги, автотрассы, электростанции и индустриальные парки. За десятилетие объем торговли Китая со странами-участницами может достигнуть 2,5 трлн долларов в год.

В конце марта 2015 года китайская Комиссия по национальному развитию и реформам совместно с Министерством иностранных дел и Министерством торговли подготовили подробный проект Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века. В случае успеха Китай станет ключевой движущей силой экономической и дипломатической евразийской интеграции. «Один пояс, один путь» призывает страны Азии, Европы, Ближнего Востока и Африки координировать дипломатические усилия, стандартизировать и объединять торговые площадки, зоны свободной торговли и торговые процедуры, интегрировать финансовую сферу с опорой на юань и развивать международные культурные и образовательные программы.

В общем проект предусматривает, что сухопутный «пояс» из автомобильных и железных дорог, трубопроводов и телекоммуникационных сетей свяжет Китай, Центральную Азию, Ближний Восток, Европу и Россию. Морской путь пройдет от берегов Китая по Южно-Китайскому морю, Индийскому океану, Красному морю и через Суэцкий канал Средиземному морю с остановками в Африке.

Беларусь станет шелковой?

В ходе недавнего визита в Минск председатель КНР Си Цзиньпин назвал Беларусь важной узловой платформой Шелкового пути. Большие надежды возлагаются на строящийся китайско-белорусский индустриальный парк «Великий Камень», поскольку реализация такого масштабного инфраструктурного проекта не обойдется без крупного логистического центра. Для его создания привлечен крупный игрок логистического рынка Китая – China Merchants Group. На начало 2015 года активы этой китайской госкорпорации насчитывали 102,9 млрд, чистая прибыль — 4,5 млрд долларов США. Компания управляет шестью индустриальными парками, а по количеству собственных судов и портов признана ведущей в мире. Для создания логистического парка СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» и China Merchants Group планируют учредить совместное предприятие.

Общий объем инвестиций в индустриальный парк «Великий Камень» оценивается в 500 млн долларов США.

Площадь нового логистического парка составит около 94 га. Средства будут вкладываться поэтапно, начиная с нынешнего года. Планируется, что спектр предоставляемых парком логистических услуг будет значительно шире, чем у стандартных логцентров. В частности, на территории парка будут отведены площади для контейнерной переработки грузов. В перспективе «Великий Камень» должен стать полноценным «сухим портом».

«Непосредственное участие Беларуси в реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути не обойдется без Белорусской железной дороги. Сейчас в сообщении Китай — Западная Европа — Китай по БЖД курсируют восемь контейнерных поездов: Китай — Польша (Чэнду — Лодзь), Китай — Германия (Чжэнчжоу — Гамбург), «Новый шелковый путь» Китай — Германия (Чунцин — Дуйсбург), BMW Германия — Китай (Лейпциг — Шэньян), «Сауле» Литва — Китай, DHL Китай — СНГ/ЕС (через Забайкальск), «Форд» Германия — Китай (Дуйсбург — Чунцин, через Достык), Китай (Ухань) — Польша/Чехия. В прошлом году объем перевозок грузов контейнерными поездами в сообщении Китай — ЕС — Китай по БЖД более чем в три раза превысил уровень 2013 года. Доля этих поездов в общем объеме контейнерных перевозок составила 21 %. Например, поезд из Германии в Китай, состоящий из 41 контейнера с грузом, 10—11 тыс. км (транзитом через Польшу, Беларусь, Россию и Казахстан) проходит примерно за 17 дней, что на 20 дней быстрее, чем перевозка грузов морским транспортом», — отметил доцент кафедры логистики Международного университета «МИТСО» Дмитрий Курочкин.

Развитие мультимодальной транспортной связи по линии Азия — Европа является важной основой для построения Шелкового пути, поэтому Китай заявляет о готовности инвестировать средства в создание необходимой инфраструктуры. В рамках реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути уже заключено соглашение о долгосрочном сотрудничестве по вопросам развития инфраструктуры Белорусской железной дороги, в рамках которого будут привлечены кредиты Экспортно-импортного банка Китая на сумму до 500 млн долларов США. Также подписан пакет кредитных соглашений между БЖД и Эксимбанком Китая, касающихся финансирования модернизации подвижного состава БЖД (на приобретение 18 электровозов) и электрификации участка железной дороги Молодечно — Гудогай. Общая сумма кредитов, выделенных на проекты, — 175 млн долларов.

От Беларуси требуется создание на своей территории инфраструктуры Шелкового пути для беспрепятственного выхода китайских товаров не только на рынок ЕАЭС, но и ЕС.

Куда пойдут китайские деньги?

Надо понимать, что Китай вкладывает средства не столько в белорусскую логистику, сколько в экспорт собственных товаров и оборудования. Любой инфраструктурный проект, финансируемый китайской стороной, содержит условие: доля китайского оборудования, работ, услуг должна составлять не менее 50 % общей стоимости финансируемого проекта. С другой стороны, условия по китайским кредитам достаточно выгодные: кредиты предоставляются на 10 лет и более, с отсрочкой первого платежа на 5 лет, да и процент за пользование ими небольшой — около 4,5 % годовых.

Стороны заявили о намерении реализовать при поддержке Китая 90 инвестиционных проектов на общую сумму 15—16 млрд долларов США. В качестве примеров китайских инвестиций выделим «Мидеа-Горизонт», «Волат-Санцзян», «Бел Хуавэй Технолоджис», гостиницу «Пекин» и жилой комплекс «Променад», «БелДжи», индустриальный парк «Великий Камень». Некоторые китайские кредиты были предназначены для модернизации ТЭЦ и цементных заводов, строительства целлюлозного комбината, реконструкции автодорог, электрификации участков железной дороги.

Правда, эксперты не готовы всецело разделить оптимизм представителей власти в отношении достигнутых договоренностей. «Без ответов остается множество вопросов», — отметил Антон Болточко, эксперт по экономике ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб». — Мы слышали о ряде крупных сумм, выделенных на различные проекты, однако не совсем понятно, сколько же на самом деле денег поступит в Беларусь. Вспомните различные инвестиционные форумы, на которых подписывались меморандумы и соглашения на миллиарды долларов. Львиная доля не выполнена, что видно по потоку прямых иностранных инвестиций». Эксперт напомнил, что в 2010 году Китай уже открывал для Беларуси кредитную линию на 15 млрд долларов, но она так и осталась невостребованной: «Не нашлось предложений, бизнес-планов, претворение которых в жизнь принесло бы большую прибыль, нежели процентная ставка».

В рамках сотрудничества с Китаем, как, впрочем, и с другими странами, Беларуси важны не предоставленные кредиты, а инвестиции. Условия их получения всем известны: полноценное состояние бизнес-климата, налоговая система, права собственности и инвестора.

Источник: www.belmarket.by

 

Вернуться назад

X