Свободный порт Владивосток накроет половину Приморья.

Минвостокразвития готовится распространить статус свободного порта Владивосток сразу на семь районов и городских округов Приморья. По информации газеты "Коммерсантъ", резидентами новой зоны смогут стать не только порты, но и аэропорт, предприятия и компании, работающие в туристической отрасли. Участники "свободного порта" могут получить облегченный налоговый режим, свободную таможенную зону и территорию под развитие своего бизнеса в одной из четырех территорий специальной зоны, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на "Коммерсант" и собственную информацию.

Проект свободного порта Владивосток готов и находится на согласовании с ведомствами, до 30 апреля его направят в правительство. В нем прописаны охватываемые свободным портом территории, условия получения статуса резидента и ведения бизнеса. Об этом сообщает газета "Коммерсантъ" со ссылкой на документ, оказавшийся в распоряжении редакции издания.

Как сообщает издание, в законопроекте сохранена ранее предложенная экспертами и поддержанная курирующим разработку проекта полпредом президента в ДФО, вице-премьером правительства РФ Юрием Трутневым идея включить в свободный порт Владивосток почти весь юг Приморья. Речь идет об Артемовском городском округе, Надеждинском, Шкотовском, Партизанском и Хасанском районах. Кроме того, по информации "Коммерсанта", статус свободного порта получит далеко не портовый (не имеющий выхода к морю) Пограничный район Приморского края, расположенный на границе с КНР.

Свободный порт создается на 70 лет, его зона предполагает четыре территории: портовую (в том числе и аэропорт Владивостока), промышленную, научно-внедренческую и туристско-рекреационную.

От РИА PrimaMedia напомним, что с инициативой наделить Владивосток статусом свободного порта выступил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года. Глава государства поручил правительству разработать соответствующий закон до июня 2015 года.

Разработкой концепции занялось Министерство по развитию Дальнего Востока, а курировать этот процесс стал Юрий Трутнев.

Как уже было понятно из публичных заявлений разработчиков проекта режима свободного порта, он будет кардинально отличаться от режима порто-франко, которым Владивосток был наделен с декабря 1862 года по июнь 1900 года и с мая 1904 по январь 1909 года, и который характеризовался просто беспошлинным ввозом товаров. Правда, и тогда он был не единственным дальневосточным портом, пользовавшимся этим режимом. Ранее "порто-франко" в разные годы примерили на себя порты Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Дуэ, Де-Кастри, и Ольга.

В современное понятие "свободный порт" вкладывают и другие механизмы, которые, к тому же, очень сильно похожи на те, что планируют применять при создании территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке.

Например, льготное налогообложение (по информации "Коммерсанта" - по земельному налогу и налогу на имущество) и помощь государства в строительстве инфраструктуры. Кроме того, предполагается наделение резидентов государственными землями. Главной отличительной чертой от ТОР остается наличие свободной таможенной зоны.

Прописаны в проекте и требования к будущим резидентам.

По информации издания, для получения статуса резидента потенциальному инвестору нужно согласовать огромный перечень документов и получить одобрение управляющей компании, регулирующей деятельность на территориях.

Кроме того, резиденты не должны быть участниками региональных инвестпроектов и иметь филиалы и представительства вне свободного порта. В Минвостокразвития изданию пояснили, что
на льготы не смогут рассчитывать и компании, включенные в особую экономическую зону (ОЭЗ) или территорию опережающего развития (ТОР).

Если резидент свободного порта не выполнит взятые обязательства в течение двух-трех лет, он лишается статуса. Следить за этим будет наблюдательный совет, куда войдет вице-премьер, курирующий Дальний Восток (сейчас — Юрий Трутнев).

Что касается ОЭЗ, то, например, созданная во Владивостоке в сентябре 2014 года особая экономическая зона промышленно-производственного типа на базе автозавода Sollers, уже имеет режим свободной таможенной зоны.

Представляется, что разработчики проектов (а закон о ТОРах тоже писали в Минвостокразвития – прим.ред.) несмотря на близость подходов в механизмах развития стараются избежать их скрещивания или наложения друг на друга. По крайней мере - на первый взгляд.

Губернатор Приморья Владимир Миклушевский еще по горячим следам инициативы президента говорил, что создание свободного порта во Владивостоке позволит улучшить логистику и транспортное сообщение между Россией и Азией. Собственно, развитие логистики и видится основной целью нового режима, исходя из разработанной Минвостокразвития концепции. Отсюда и предлагаемое разработчиками включение в зону свободного порта Пограничного района, являющегося начальным звеном транспортного коридора "Приморье-1", связывающего приграничные провинции Китая с портом Восточный.

- Если смотреть на предложенную концепцию с позиций развития логистики и повышения упавшего в последние годы грузооборота, то режим свободного порта необходим Приморью именно в таком виде. В любом другом случае конкурировать с такими крупными транспортными и портовыми центрами как порты Кореи, Гонконг или Шанхай, у нас просто не получится, - считает замдиректора Приморского филиала Российской академии наук и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), специалист по инвестиционным проектам, кандидат экономических наук Елена Бережнова.

С другой стороны, по ее словам, совершенно логично применение в рамках свободного порта льготных режимов для экспортно-ориентированных промышленных производств, что позволит обеспечить грузооборот в логистических узлах.

Эксперты неоднократно отмечали и другие преимущества покрытия зоной свободного порта не только Владивостока, но и всего южного Приморья.

Так, член общественного экспертного совета по транспортной политике в Приморском крае, генеральный директор ОАО "Аэро-Груз" Анатолий Сытник высказывался за обязательное включение в зону свободного порта аэропорта Владивостока, что, по его мнению, позволило бы вывести Приморье на лидирующие позиции по грузовым авиаперевозкам.

А директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев говорил, что введение специального таможенного режима как никогда актуализирует создаваемую Владивостокскую агломерацию, которая может идеально вписаться в концепцию свободного порта.

- Смысл в том, что должно произойти перераспределение производственных функций между входящими в зону свободного порта поселениями, углубление специализации портов, кооперации, а, в конечном счете, - выход на качественно новый уровень производительности труда и достижение масштаба производства, на порядок превосходящего нынешний. Поэтому невозможно представить, что какая–то часть агломерации – свободный порт, а другая - "не свободный порт" в интересах развития этой территории, - считает Юрий Авдеев.

В то же время, эксперт считает, что если в концепции не найдут отражения конкретные целевые показатели, например, приоритетные для развития в рамках свободного порта отрасли, то она не имеет смысла, как и сам свободный порт.

- Любая концепция механизма развития должна отвечать на главный вопрос: для чего этот механизм создается? А цели могут быть разные. Если мы снова создаем условия ради условий, зоны с льготным режимом для абстрактного инвестора (главное, чтобы пришел и что-то сделал), то это ни к чему хорошему не приведет. Если не прописать направления деятельности, в которых мы сможем не просто конкурировать со странами АТР, а стать безусловным лидером, то успеха не будет. Если же, наоборот, выделить такие отрасли, зафиксировать их в качестве ориентиров, исходя из наших возможностей и особенностей, а также потребности в них региона, то можно рассчитывать на положительный результат, - отмечает Авдеев.

Такие направления, по мнению эксперта, в Приморье есть, как и огромный потенциал их развития, который может быть реализован в режиме свободного порта.

От РИА PrimaMedia напомним, что в ходе профильных совещаний по созданию свободного порта, которые прошли во Владивостоке в конце января текущего года, куратор разработки проекта Юрий Трутнев представлял свое видение нового статуса столицы Приморья. По его мнению, получив новый статус, Владивосток должен стать зоной, где будут минимизированы сроки прохождения всех процедур, прежде всего, таможенных.

"Принцип простой. Мы хотим на базе изучения работы портов наших конкурентов из других стран создать максимально льготные условия, чтобы суда заходили в этот порт, для их разгрузки, для проведения всех процедур. Вот и вся задача этого проекта", - заявлял тогда Юрий Трутнев.

Кроме того, вице-премьер говорил и о других стимулирующих мерах, которые могут применяться в будущем свободном порту – льготный режим налогообложения для береговых компаний, освобождение от таможенных платежей продукции, которая понадобится для производственных целей, для налаживания экспортно-ориентированных производств.

По мнению Трутнева, один из важнейших принципов проектов свободного порта Владивосток - они не должны уменьшать доходы бюджета Российской Федерации и создавать "дыры" в таможенном законодательстве.

Источник: www.primamedia.ru

 

Вернуться назад

X