Уязвимость таможенного представителя.

 

Вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) привело к появлению нового субъекта таможенных правоотношений – уполномоченного экономического оператора (УЭО).

Текст: Владимир МИРОШНИЧЕНКО, руководитель юридического отдела таможенного холдинга «Группа ТАРГО».


Уполномоченный экономический оператор в соответствии с ТК ТС – это юридическое лицо, которое обязано отвечать определенным требованиям и имеет право на ряд специальных упрощений: на временное хранение товара в своих помещениях, на выпуск товаров до подачи таможенной декларации, на проведение операций, связанных с выпуском, в помещениях УЭО.


Таким образом, отечественное законодательство подразумевает, что уполномоченный экономический оператор – это участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД), занимающийся именно и только поставками товаров.


Но Россия стала недавно членом Всемирной торговой организации, и нам следует привести таможенное законодательство Таможенного союза в соответствие с международными правовыми нормами в данной сфере. А в примечании 1 к п. 2.3 Рамочных стандартов, принятых Всемирной таможенной организацией, под УЭО понимается участник ВЭД, чья деятельность получила одобрение таможенной администрации как соответствующая нормам ВТО или стандартам обеспечения безопасности цепи поставки товаров. УЭО могут быть производители, импортеры, экспортеры, брокеры, перевозчики, консолидаторы, посредники, операторы портов, аэропортов, терминалов, интеграционные и складские операторы, дистрибьюторы.


То есть предусматривается присвоение статуса УЭО и, соответственно, прав на специальные упрощения не только экспортерам и импортерам товаров, как у нас, но также широкому кругу лиц, участвующих в перемещении товара через таможенную границу.


Таковым является и таможенный представитель, то есть юридическое лицо, совершающее от имени и по поручению декларанта таможенные операции. Законодательство предусматривает, что для включения в реестр таможенных представителей нужно исполнить ряд условий. Среди них – обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, и отсутствие фактов неоднократного привлечения (два и более раз) к административной ответственности за определенные законодательством виды административных правонарушений.


Однако условие о необходимости внесения обеспечения является довольно обременительным для таможенного представителя, поскольку вынуждает его замораживать на счетах Федерального казначейства значительную сумму денежных средств либо оплачивать услуги банка по предоставлению банковской гарантии.


Условие же об исключении из реестра в случае совершения административного правонарушения независимо от его тяжести (например, пересчитают пару раз налог, который ты не доплатил на пару сотен рублей из-за не вовремя сообщенных изменениях – такое бывало) приводит к уязвимости таможенного представителя и нестабильности его деятельности. Известно: именно уверенность в завтрашнем дне стимулирует компанию работать в строгом соответствии с законодательством, не стремясь к сиюминутным прибылям, а обеспечивая себе репутацию для улучшения перспектив развития.


В связи с этим вот вопрос: не следовало ли пойти на предоставление определенной категории таможенных представителей более льготных условий? Так, как это уже сделано в отношении уполномоченных экономических операторов?


Возможно, следовало бы освободить часть таможенных представителей от обязанности внесения обеспечения (в истории российского таможенного дела еще не было случая, когда обеспечение использовалось для возмещения задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов). Нецелесообразно также лишать таможенного представителя его прав в случае совершения незначительных правонарушений с малой степенью общественной опасности. На наш взгляд, для определенной категории таможенных представителей следует ввести обязательность исключения из реестра лишь в случае совершения административных правонарушений, повлекших за собой причинение серьезного материального ущерба.


Критериями для выделения уполномоченных экономических операторов среди таможенных представителей могут быть  их репутация и предшествующий опыт работы.


Перед принятием нормативного правового акта, закрепляющего введение упрощений для соответствующей группы таможенных представителей, необходимо выработать соответствующие критерии. Какие? Полагаем, прежде всего – репутация таможенного представителя, отсутствие серьезных нарушений таможенного законодательства, продолжительность работы в данной сфере и т.п. Смягчение требований хотя бы к тем таможенным представителям, которые давно работают на рынке таможенных услуг и имеют положительную репутацию, обязательно повысит стабильность таможенной сферы.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Лазейки для «РОСТЭКА».

В мае 2012 года — тогда по итогам заседания наблюдательного совета созданного Владимиром Путиным Агентства стратегических инициатив было решено отстранить ФГУП «РОСТЭК» от таможенной деятельности, которой предприятие занимается последние 20 лет. Президент внял жалобам предпринимателей, заявлявших о недопустимости ситуации, когда аффилированная с ФТС структура активно выдавливает частный бизнес с рынка растаможки и складских услуг. В результате в октябре 2012 года Госдума приняла в первом чтении подготовленные Минэкономики поправки к закону «О таможенном регулировании в РФ». Этот законопроект лишает подведомственные ФТС предприятия возможности работать в качестве таможенных брокеров и таможенных перевозчиков, а также права быть владельцами складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли.

Второе чтение законопроекта должно было состояться в феврале этого года, но решением Совета Госдумы перенесено на неопределенный срок. Причина — развернувшийся спор ведомств вокруг поправок ко второму чтению документа, внесенных группой депутатов (Вячеслав Лысаков, Александр Васильев, Андрей Колесник (все — «Единая Россия»), Михаил Брячак и Дмитрий Ушаков (оба — «Справедливая Россия»)). Депутаты увидели в тексте первого чтения существенную лазейку, дающую РОСТЭКу возможность остаться на таможенном рынке, создав фирму-»прокладку», которой будут принадлежать нынешние дочерние предприятия (сейчас холдинг РОСТЭК — это 13 филиалов и 35 предприятий в форме ЗАО или ООО). Второй способ обойти запрет — придание предприятиям группы статуса уполномоченного экономического оператора (режим благоприятствования, который ФТС предоставляет наиболее «проверенным» участникам внешней торговли). Поэтому депутаты своими поправками предлагают уточнить суть запретов для ФГУПа: на таможенном рынке не должно быть не только компаний, в которых РОСТЭК участвует напрямую, но и тех, что связаны с ним через третьих лиц. Предложен также запрет на предоставление таким структурам статуса уполномоченного оператора.

 

Источник: Международный экспедитор №1 (2013)

 

Вернуться назад

X