Ямал СПГ заблокировал грузопоток в Сабетту.

При многомиллиардных вложениях в инфраструктуру северного морского порта Сабетта – геополитического проекта России – строительство полноценного таможенного терминала, приспособленного для оформления сотен тысяч тонн груза, по-прежнему находится на нулевой стадии. В 2015 году в Сабетте запланировано в зимнюю и летнюю навигации прибытие до 150 морских судов с 3 миллионами тонн грузов. С учетом крупнейших объемов предстоящих грузопоставок для строящихся инфраструктурных объектов порта и поселка вопросы полноценного таможенного и пограничного контроля рискуют стать постоянной головной болью как для сотрудников Ямало-Ненецкой таможни, так и для экипажей судов, вынужденных сутками в акватории порта ожидать разгрузки. При этом инвестиции в проект «Ямал СПГ» обходят стороной создание экономического заградительного барьера в ключевой точке Северного морского пути. Руководство Ямало-Ненецкой таможни неоднократно призывало форсировать строительство современного пункта пропуска на территории Сабетты, однако и по сей день оформление грузов приходится производить вахтовым методом силами малочисленного состава сотрудников. Тем временем на рейде Сабетты продолжают скапливаться суда, а транспортные компании несут значительные финансовые издержки.

«В ходе заседания совета сроки введения в эксплуатацию таможенного пункта пропуска в Сабетте сдвинулись аж на 2016 год, хотя прежней датой начала работы объекта в «Ямал СПГ» (контролируется ОАО «НОВАТЭК») называли начало летней навигации 2015», – сообщил «Правде УРФО» высокопоставленный госчиновник в Уральском таможенном управлении, указав, что ситуация, связанная с пропускной способностью Сабетты, стала напряженной.  

Напомним, что в конце декабря 2014 года на заседании координационного совета морского пункта пропуска через государственную границу РФ в морском порту Сабетта в очередной раз был поднят вопрос ускоренного создания таможенного терминала. Со стороны начальника Ямало-Ненецкой таможни Сергея Кравчукова и начальника Салехардского таможенного поста Ольги Окуневой, в первую очередь заинтересованных в создании комфортных условий работы сотрудников ведомства в отдаленном порту, прозвучали претензии в адрес представителей «Ямал СПГ» и ее материнской компании «НОВАТЭК». Суть обращений сводилась к неоднократным обещаниям бенефициаров проекта обеспечить таможенников терминалом для проведения операций по оформлению поступающих грузов.


Проблему отсрочки строительства таможенного терминала дополняет и отсутствие дополнительных причалов, что «крайне актуально в свете увеличивающихся поставок». Ввиду отсутствия свободных мест суда подолгу простаивают в ожидании разгрузки, что ведет к значительным финансовым потерям – эту проблему Кравчуков также затрагивал в ходе заседания совета. «Существует проблема не только с инфраструктурой порта, но и со включением дополнительных причалов. Пока суда стоят в пункте пропуска, мы не можем принять другие под разгрузку, поэтому они простаивают», – обрисовал положение начальник Ямало-Ненецкой таможни.

В 2015 году в планах Уральского таможенного управления (УТУ) значится создание действующего на постоянной основе таможенного поста, численность личного состава которого составит 5 человек. Этого явно недостаточно, считают источники «Правды УРФО» в отделах таможенного оформления органов УТУ.

«5 человек – это, конечно, явно недостаточно для Сабетты. Как они без потери качества смогут оформить миллионные в весовом отношении поставки? Тем более что функции инспекторов отделов оформления и отделов таможенного досмотра различны, и совмещать их нельзя. Полагаю, что для нормального режима работы таможенного поста потребуется штат не менее 15 квалифицированных инспекторов, и, конечно, при условии надлежащего обеспечения», – сообщил сотрудник отдела оформления таможенного органа в зоне деятельности УТУ.

Справедливости ради стоит отметить, что другой сотрудник, занимающий руководящий пост в пограничном таможенном органе в регионе деятельности УТУ, был менее пессимистичен. Небольшое количество работников, по его словам, возможно, но с определенными оговорками.

«Такой штат сотрудников вполне способен справиться с документальным подтверждением закрытия доставки товаров, осуществить контроль за разгрузкой. Но при этом, вероятно, собственно оформление будет производиться удаленно из Салехарда. Вряд ли они смогут совместить все функции. Если же возникнет необходимость проведения досмотра, то, скорее всего, вновь придется отправлять сотрудников из Салехарда. Даже с учетом того, что товары, прибывающие в Сабетту на морских судах, достаточно однородны и не отличаются большим количеством наименований. Но в целом штат стоит расширить. Хотя бы потому, что таможенные процедуры разнообразны, и один сотрудник не может совмещать в своей работе множество функциональных обязанностей», – объяснил руководитель таможенного подразделения.

Стоит учесть, что Кравчуков ориентировался на масштабы трафика прошлого года, когда, согласно официальной статистике, в морском пункте пропуска было оформлено всего 28 морских судов с товарными партиями объемом около 560 тыс. тонн различных грузов. С наращиванием объемов поставок до 3 млн тонн и 150 судов в год «логистическая проблема может стагнировать всю работу Сабетты».

«В общих чертах, сам принцип доставки грузов морскими судами мало отличается от места прибытия, будь то Сабетта, Находка или, например, Новороссийск. Другое дело, что иные порты давно оборудованы надлежащей инфраструктурой, а это позволяет в кратчайшие сроки проводить и разгрузку сотен контейнеров, и их таможенную «очистку». Так сейчас дело обстоит в Находке. Многие наши клиенты предпочитают именно такой путь, чтобы внутрь страны прибывали уже полностью растаможенные грузы без необходимости оформлять их на месте. А то, что мы имеем сейчас в Сабетте, означает простои и, следовательно, убытки. Не могу назвать вам конкретные цифры, поскольку они могут быть индивидуальными в каждом случае, но учитывая те объемы, которые завозят и намерены завозить в этот порт, речь может идти о сотнях тысяч рублей с каждого судна. Кто оплачивает эти простои, зависит, во-первых, от пункта транспортного контракта, во-вторых, от причин простоя. Если это не форс-мажор, ледовые заторы, например, то перевозчики вполне могут потребовать возмещения убытков с владельца порта, который не обеспечивает должным образом заход к причалу», – рассказал «Правде УРФО» источник в крупнейшей логистической структуре.

Форс-мажор при этом не является серьезной проблемой для Сабетты. Несмотря на экстремальные условия, задержки грузов из-за погодных условий случаются, ссылаясь на таможенников, не часто. Проводку судов в порт в зимний период успешно обеспечивают ледоколы «Атомфлота». В настоящее время в районе Сабетты сопровождением судов заняты атомные ледоколы «Таймыр», «Вайгач» и «50 лет Победы». Их поддержка помогает продвижению теплохода «Инженер Трубин» и нефтяного танкера Ice Condor.

«Наши специалисты не один год работают в Арктике. Если говорить о влиянии погодных условий на подвод судов и возможные простои, то, конечно, они имеют значение, однако отнюдь не решающее. Летом некоторое влияние может оказывать сильный ветер, а зимой лед. Но использование ледоколов, ледокольное обеспечение способны полностью нивелировать проблему, когда выгрузка судов идет через припай. Несколько сложнее дело обстоит в период таяния льда, когда из неподвижного он становится дрейфующим. В это время динамика льда становится очень подвижной. Однако современные средства наблюдения и прогнозирования позволяют нам снять эту проблему. Чем больше мы учитываем вероятность неблагоприятных условий, тем меньше вероятность задержек и простоев», – прокомментировал «Правде УРФО» директор по научной работе НИИ Арктики и Антарктики Александр Данилов.

В конечном итоге отсутствие современной таможенной и логистической инфраструктуры в стратегическом для России порту, в статусе которого позиционируется Сабетта, на фоне растущего грузопотока грозит стагнацией работы и имиджевыми потерями не только для России и ЯНАО, но и для «Ямал СПГ». «Эти обстоятельства напрямую ставят под угрозу не только экономическую безопасность государства. Существует риск проникновения сквозь «таможенную дыру» как «серого» импорта, так и товаров без оформленных должным образом экспертных заключений и сертификатов соответствия продукции, либо вовсе без них. В таком случае под угрозу попадает безопасность пользователей оборудования и, в конечном итоге, полноценная работа проекта», – поделился мнением один из участников проекта в Сабетте.

Как иллюстрацию опрошенные эксперты приводят статистику Ямало-Ненецкой таможни за 2014 год в части выявления нарушений таможенного законодательства. По итогам года таможней было составлено 55 дел об административных правонарушениях по статьям 15.25 КоАП РФ («Нарушение валютного законодательства»), 14.10 КоАП РФ («Незаконное использование товарного знака») и ч.1 статьи 7.12 («Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав»), а также 7 уголовных дел совместно с иными компетентными органами по статьям 180 УК РФ («Незаконное использование средств индивидуализации товаров») и 146 УК РФ («Нарушение авторских и смежных прав»). Дел о контрабанде либо связанных с недекларированием товаров таможенным органом не зарегистрировано.

Отметим, что представители «Ямал СПГ» на момент публикации на запрос о срыве сроков сдачи объектов таможенной инфраструктуры Сабетты изданию не ответили.

Источник: www.pravdaurfo.ru

 

Вернуться назад

X