Автомобилисты и железнодорожники из конкурентов могут превратиться в партнёров.

Развитие транспортной системы России в последние годы прочно вошло в число государственных приоритетов. В отрасль немало инвестируют как государство, так и коммерческие структуры. Средства преимущественно вкладываются в новую технику и объекты инфраструктуры. Однако председатель Исполкома Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ Чингиз Измайлов считает, что инвестировать нужно и в разработку и внедрение инноваций в сфере организации управления транспортной отраслью и развитие взаимодействия между её видами.

Корреспондент Российской газеты Леонид Григорьев беседовал с Председателем Исполкома Координационного транспортного совещания государств-участников СНГ Чингизом Измайловым.


– Запланированные инвестиции в модернизацию транспортного комплекса России можно считать одной из основных расходных статей бюджета. Какие сферы транспортной отрасли наиболее нуждаются в инновационном инвестировании?


– Для того чтобы транспорт стал надёжным инструментом повышения производительности экономики, снижения издержек, повышения качества готовых продуктов и услуг, необходимы существенные инновационные сдвиги в сфере организации работы транспорта. Стандарт инновационной технологии управления транспортными системами – это предоставление клиенту гарантий, что груз будет доставлен по схеме «от двери до двери» с твёрдым временным графиком и соблюдением всех качественных параметров. Организация транспортного процесса, гарантирующая соблюдение графика и условий перевозки является ключевой задачей любой инновации, достойной внедрения и соответствующего финансирования.


– Какие технологии в этом отношении наиболее эффективны?


– Наиболее эффективны технологии, позволяющие создавать транспортные системы, в рамках которых существуют гарантии по срокам и условиям перевозок, сокращается количество операций, создаются возможности для движения грузов по кратчайшим маршрутам. Важный момент – критерием эффективности технологии является возможность нивелировать в транспортной отрасли межвидовую конкуренцию, объединять усилия различных видов транспорта для предоставления клиенту максимально качественной услуги с минимальными материальными и временными издержками.


Как пример технологии, практически в полной мере отвечающей этим критериям инновационности, можно назвать контрейлерные перевозки. Их суть – доставка на специализированных платформах автоприцепов по железной дороге. Этот вид перевозки, несмотря на свою молодость, в силу своего новаторского подхода к решению проблем, которые ещё недавно казались в принципе нерешаемыми, уже получил бурное развитие в странах ЕС, том числе, и за счёт его совпадения с общеевропейским трендом снижения экологической нагрузки со стороны транспорта.


– Каковы перспективы внедрения этой инновации у нас, ведь наша страна пока не может похвастаться столь же трепетным отношением к экологии, как ЕС?


– Контрейлерные перевозки дают тем, кто их использует, и краткосрочный, и долгосрочный положительный бизнес-эффект. К числу краткосрочных можно отнести существенное снижение издержек на амортизацию автотранспорта, расход горючего, оплату проезда по платным дорогам, на зарплату водителям, на страховые выплаты за счёт кратного повышения безопасности перевозок и уровня сохранности грузов. Долгосрочные эффекты следуют из практически недоступной для других технологий возможности совмещать преимущества автомобильного и железнодорожного транспорта, комбинировать их долю на различных участках грузопроводящих систем. Их стратегический выигрыш - взаимодополнение организованности и высокой скорости доставки по железной дороге с гибкостью услуг, предлагаемых автоперевозчиками. Такое свойство контрейлерных технологий даёт возможность реализовывать принципиально новые по масштабу транспортные проекты, в том числе, и межгосударственного характера. Для России их внедрение имеет особое значение, поскольку они не только помогут нашим транспортникам получить дополнительный доход и предоставить своим клиентам новые услуги. Высокая конкурентоспособность контрейлерных перевозок позволяет использовать их и как дополнительный рычаг для развития транспортной инфраструктуры, особенно железнодорожной.

Развитие контрейлерных перевозок следует отразить в долгосрочной программе развития российских железных дорог, для инвестирования которой руководство страны пошло на такой шаг, как использование национального капитала, прежде всего, для модернизации Транссиба и БАМа. Здесь речь должна идти о строительстве новых путей, которые будут в первую очередь обслуживать контрейлерные перевозки, потому что, если их запустить по уже действующим линиям, потеряем одну из главных компонент технологии – скорость перевозки и соблюдение графика доставки. Потребуется создать и всю необходимую инфраструктуру для организации контрейлерных перевозок.


– Почему они пока находятся фактически в зачаточном состоянии?


– Потому что существующие станции очень сложно, а то и невозможно переоборудовать под них. Проще строить с нуля. Если потенциальным инвесторам гарантировать право управления новыми линиями с прилегающими объектами, то к государственным деньгам наверняка приложатся и очень крупные средства из других источников. Государству же следует оставить за собой право определять долгосрочные целевые показатели работы новых инфраструктурных объектов, в том числе – и в привязке к их положительному влиянию на состояние экономики в целом. Этот шаг вполне правомочен, поскольку новые объекты будут создаваться с госучастием. Государство само сможет решать, кто и как будет затем ими управлять.


– Вы упомянули о том, что, в случае принятия решения о масштабном внедрении контрейлерных перевозок в России, государственные усилия по внедрению этой инновации будут поддержаны бизнесом. О каких структурах может идти речь и в чем их интерес?


– Прежде всего, это крупные российские транспортно-логистические холдинги. Они с удовольствием воспользуются возможностью инвестировать в новые объекты магистральной железнодорожной инфраструктуры, если за ними сохранят право управлять объектами. На это у них деньги найдутся даже в нынешние непростые времена. Другой источник – венчурное финансирование, с привлечением денег таких структур, как Европейский и Всемирный банки развития, Исламский банк, международные инвестиционные структуры. В этом случае применение контрейлерных технологий может стать средством выработки таких решений, под финансирование которых могли бы предоставляться гарантии не только на государственном, но и на межгосударственном уровне. Международные автомобильные и железнодорожные перевозки регулируются соответствующими крупнейшими международными отраслевыми союзами – Международным союзом автоперевозчиков (IRU) и Международным союзом железных дорог (МСЖД) соответственно. Россия занимает лидирующее положение в МСЖД, её представители входят во все руководящие структуры этого союза. А IRU c прошлого года возглавляет Умберто Де Претто, человек очень позитивный и поддерживающий любые идеи по развитию партнёрства с железными дорогами, в то числе, и с российскими. Я не вижу ничего невозможного в том, чтобы эти две наиболее влиятельные на евразийском пространстве транспортные структуры заключили стратегическое соглашение о формировании единой евразийской железнодорожно–автомобильной перевозочной структуры, в которой влияние российских транспортников было бы значительным.

Важным подспорьем в создании такой системы как раз и могли бы стать контрейлерные технологии, именно в силу своего уникального свойства – способности снимать конкурентные противоречия между видами транспорта и добиваться синергетического эффекта от сложения их возможностей. Тогда перед отечественной транспортной отраслью открылись бы возможности реализовывать глобальные новаторские транспортные инициативы, результаты которых дали бы долгосрочный положительный эффект.

Хотелось бы остановиться ещё на одном экономическом аспекте, играющем важную роль на всём Евразийском пространстве. Имеется ввиду эффективное использование транзитного потенциала государств.Известно, что последовательная реализация государственной транзитно-транспортной политики, эффективное строительство транспортной инфраструктуры государства, подкреплённые добрососедским сотрудничеством, являются действенными рычагами роста экономики страны.


К настоящему времени на Евразийском континенте сформирована система международных транспортных коридоров (МТК), по которой в основном и осуществляется транспортировка грузов международной торговли.


Эта система МТК является важным рычагом реализации транзитного потенциала государств.


По инициативе Президента Казахстана Н.А. Назарбаева в Республике Казахстан осуществляется практическая реализация крупнейшего в истории СНГ инфраструктурного проекта международного транспортного коридора «Западная Европа-Западный Китай». При этом предусматриваются три основные направления перевозок: Китай - Казахстан; Китай - Центральная Азия; Китай-Россия-Западная Европа.


При этом необходимо отметить, что на этом маршруте следует серьёзно рассматривать участие транспортной системы Украины, понимая, что с территории Украины существует несколько выходов через терминалы на терминалы Западной Европы (Польши, Словакии, Румынии, Венгрии). С учётом реализации существующего проекта продления широкой колеи 1520 до Вены будет обеспечен выход, практически до центра Европы.


Протяженность транспортного коридора на участке Санкт-Петербург-Москва-Казань-Оренбург-Актобе-Кызылорда-Шымкент-тараз-Алматы-Хоргос-Урумчи-Ланьчжоу-Чжэнчжоу-китайский порт Ляньюньган составляет 8445 км. Протяженность автомагистрали на территории Казахстана, пересекающая пять областей республики равна 2787км.


Данный маршрут является самым коротким путём из Западной Европы в Китай. Позволяет сократить время доставки грузов в прямом и обратном направлении почти в 3,5 раза, и увеличить, при этом, объёмы грузоперевозок между двумя мега-регионами к 2020 году в 2,5 раза.


Не вызывает сомнения, что в целях эффективного использования инфраструктуры МТК необходимо применение современных технологий и внедрение инновационных транспортных систем, предоставляющих в наибольшей степени гарантии по срокам и качеству транспортных процессов.


Таким образом, внедрение контрейлерных перевозок, по мнению экспертов, имеет реальные перспективы для встраивания в систему логистики МТК «Западная Европа-Западный Китай».


Акцентируя внимание на развитие системы контрейлерных перевозок на направлении Западная Европа-Западный Китай, следует принимать и тот аргумент, что в перспективе Китай не сможет в полном объёме отправлять свои экспортные грузы только морским путём через порты.


В результате реализации долгосрочной стратегии развития западных и северо-западных провинций Китая уже созданы и будут создаваться новые предприятия, в частности электронной и автомобильной промышленности.


Всё это - потенциальные объёмы внешнеторговых грузов.


С учётом изложенного, необходимо уже в настоящее время создавать эффективную товаропроводящую систему, опирающуюся на инновационные разработки в сфере транспортных и  информационных технологий, полный переход на электронное оформление таможенных и перевозочных документов.

Подобные технологии уже внедряются в рамках Таможенного союза Беларусь-Казахстан-Россия.

Источник: www.morvesti.ru

 

Вернуться назад

X