РЖД: что делать и как выводить организацию из кризиса?

Железнодорожная система была, есть и в ближайшее время будет главным грузо и пассажиро-перевозчиком любой страны. Только железная дорога может эффективно и экономически выгодно перевозить грузы из одной точки государства в другую, особенно это касается такой обширной и большой страны, как Россия. В 70-80-е годы прошедшего тысячелетия Железные дороги РФ работали на пике своей эффективности, справляясь с огромным потоком грузов и людей, которые перемещались по городам и селам государства. Именно железнодорожная система могла выдерживать активную эксплуатацию по всем направлениям – в межрегиональных коммуникативных, социальных, производственных и народно-хозяйственных секторах. Железная дорога была той артерией, которая поставляла кровь по всему организму огромной страны, то есть играла главную роль в экономике государства. Последовавший «кризиз 90-ых» сначала погрузил всю отрасль в глубокий упадок, а следующие шаги управления просто сделали из РЖД паразита, питающегося от бюджета государства, но не пополняющего его. Как отрасль могла войти в такой ступор и как вывести ее из подобного состояния?

РЖД: Как отрасль жила до реформ и кризиса

Нельзя сказать, что железнодорожная отрасль не испытывала проблем до развала СССР. В 80-ых, когда впереди замаячила перспектива превращения страны в несколько более мелких государств, вся экономика Советского Союза начала снижать производительность, что негативно отразилось на уровне грузоперевозок. Железнодорожная транспортная компания все равно смогла сохранить свои позиции, в основном, благодаря профессионализму руководящего состава организации и их правильно принятым решениям в области системы управления перевозками – главным мерилом успешности направления. А в 90-ых, когда в обиход начала входить автоматизация систем управления процессов на железной дороге, появились предпосылки к еще более успешному улучшению качества перевозок.

Тогда главными компонентами управления грузоперевозками стали две системы:

АСДК – автоматические системы диспетчерского контроля;
ДЦУ – единый автоматизированный диспетчерский центр.

Внедрение этих компонентов оптимизировало контроль над экономическими, логистическими и финансовыми системами управления, в результате чего транспортно экспедиторская компания должна была начать работать эффективнее в несколько раз. Однако эта методика не могла избавить организацию от другой проблемы – более чем 85% износ локомотивов и инфраструктуры железной дороги.

РЖД: Какие были приняты решение по реструктуризации направления

Именно поэтому в 1996 году был организован съезд железнодорожников, который вывел несколько базовых постулатов, которые бы смогли вывести отрасль из надвигающегося кризиса. Основными пунктами договора были следующие моменты.

1. Реформирования транспортного комплекса. Согласно этому решению, ОАО «РЖД» должно было сотрудничать с частными компаниями-операторами. Транспортные компании могли бы покупать грузовые вагоны, получить под управление пассажирские перевозки, ремонтные мощности, а также все логистическое управление. Под контролем самой фирмы должна была остаться только инфраструктура – пути, стрелочные переводы и прочие базовые станции управления. Когда продажа основной части компании завершилась бы, то «РЖД» упразднялось до минимума, который и должен был продолжать обслуживать линии.
2. Финансовое реформирование. После реализации первой части плана, «РЖД» должна была бы заново перепланировать бюджет и доходы таким образом, чтоб компании-покупатели основных мощностей компании работали на платной основе, взымая просчитанные суммы денег за свои услуги.
3. Параллельное переоборудование. Кроме главных частей плана, железная дорога должна была полностью «сменить обличие» - создать 7 ЦУПР (центров управления перевозками), 17 ДЦУ, увеличить количество железнодорожных полотен, удлинить пунктов ПОСП. Также по плану упразднялись отделения железных дорог, уничтожение обслуживающих РЖД зданий и вводились прочие значимые правила.

В итоге на свет появилось Постановление от 18.05.2001 г. №384, которое и дало начало «Российским железным дорогам» (РЖД). Реформирование должно было завершиться к 2010 году, так как правительству в тот момент данный срок казался полностью реальным.

РЖД: Что случилось после

«РЖД» после выпуска постановления деятельно взялось за дело. Были созданы специальные штабы, которые должны были заниматься реформированием, перераспределены ресурсы, в отчеты отправились в контролирующие органы. А потом… ничего не случилось.

Руководители транспортно экспедиторской компании повели ее по неправильному курсу – коммерческие интересы стали выше установленных. В итоге вот что получилось.

1. Были созданы две компании - ОАО «Вторая грузовая компания» и ОАО «Первая грузовая компания». Казалось бы, это является правильным шагом в реформировании, однако РЖД в течение двух лет не продавали своим же дочерним предприятиям грузовые вагоны, в результате чего процесс затормозился, что начало толкать предприятие к задолженностям и потере денег.
2. Работа с подрядчиками также затормозилась, поэтому мощности компании не были проданы дочерним предприятиям. Пока велись переговоры, качество вагонов и локомотивов, которые все быстрее старели физически и морально, еще больше снизилось.
3. Из-за снижения эффективности управления (что стало следствием отсутствия в системе управления автоматизированных комплексов, которые должны были быть введены ранее) стали случатся заторы составов, что снизило эффективность работы всей железнодорожной компании на 70%.
4. Отделения железных дорог продолжали существовать, в то время как полотно не было расширено, как и не стали внедрятся новые составы, позволяющие перевозить больше грузы.
5. РЖД потеряло транспортные сети из-за ухудшения состояния полотна, уменьшения частоты использования транспортных составов и увеличения стоимости проезда. В результате, пассажиры стали с большей охотой использовать автотранспортные механизмы.

В итоге РЖД перестало вносить хоть какие либо суммы в бюджет страны, наоборот, существуя за счет налогоплательщиков, то есть потребляя средства из казны правительства.

РЖД: Как исправить ситуацию?

Чтобы сделать железнодорожную отрасль более полезной для страны, необходимо:

пересмотреть систему управления перемещения грузов и пассажиров, внедрить автоматизированные комплексы;
перераспределить все направления работы РЖД между дочерними предприятиями;
удлинить и расширить пути сообщения;
полностью переоборудовать парк локомотивов и обслуживающих устройств на более современные и мощные устройства.

Но в первую очередь компания РЖД должна стать не бюрократической и закрытой фирмой, а полностью подконтрольным государству предприятием с четкими целями и опытным руководством.

 

Вернуться назад

X