Великая морская держава восстает из руин

Новая редакция документа

Морская доктрина – документ, который определяет политику государства в сфере морской деятельности. Причина редактирования этого документа вполне очевидна: неблагоприятная ситуация в мировой политике. Значительную роль играет и закрепление за РФ статуса мощного морского государства.

На рабочем совещании, президент вел речь о медицине и социальных гарантиях для моряков: «Социальные положения найдут свое отражение и в других подобных документах. Ведь государство берет на себя обязательства по воплощению в жизнь тех соцгарантий, которые важны для моряков при реализации государственно важных задач и целей» — сказал Путин.

Ключевые положения новой доктрины отразил в своем докладе вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он рассказал о причинах внесения изменений в документ, действие которого должно было продолжаться до 2020 года. Необходимость изменений была вызвана, прежде всего, неблагоприятной политикой ряда государств в отношении России.

Основные акценты

По данным, предоставленным Рогозиным, доктрина охватывает 10 направлений: 4 из них функциональные, а 6 – региональные.

Вице-премьер упомянул, что наиболее приоритетные региональные направления: арктическое и атлантическое. Приоритет работы в атлантической сфере связан с активным развитием НАТО и плавным нарастанием группировки его сил у границ нашей страны. Весьма важное место в документе уделено и воссоединению связей Крыма и Севастополя с РФ, а также необходимости совершать определенные шаги для интеграции этих субъектов в общую деятельность. Внимание было уделено и восстановлению присутствия группировки сил нашей страны в Средиземном море.


Дополнительные положения

Важное место в доктрине уделено и экологическим проблемам. Важность этих положений обусловлена тем, что государство прилагает усилия не только к разработке месторождений, но и к их сохранению.

Новая редакция включила раздел о судо и кораблестроении, которого до этого не было. В разделе закреплены положения о технологической независимости РФ в сфере кораблестроения и военно-морской техники. При этом особое внимание уделяется кораблестроению в рамках приводящейся государством программы перевооружения. Один из акцентов связан с решением вопросов, связанных с регулированием морской деятельности.

Рогозин сказал: «Другие виды судостроения, в частности, гражданский и коммерческий флот, необходимо будет дополнительно простимулировать. Мы хотим добиться создания частных компаний, работающих в этой сфере».

В конце совещания президент подвел определенные итоги: «Нами была проделана огромная работа по совершенствованию доктрины. Документ подготовлен и принят. Это весьма важное событие для всей сферы, ведь Министерством обороны были сформированы важнейшие задачи на перспективу».


Судостроение в РФ

В июле прошло заседание Морской коллегии. Главной его целью было решением вопросов и проблем в сфере судостроения в условиях, введенных против Российской Федерации санкций.

Рогозин поставил пред промышленниками довольно тяжелую задачу – использовать при постройке судов комплектующие российского производства. После выхода республик из состава СССР у нас строились только корпуса, а другие детали поставлялись из стран ближнего зарубежья. Аналогичная ситуация сохранялась и до сегодня. При формировании заказа транспортно-экспедиторские компании ориентируются преимущественно на комплектующие от зарубежных производителей при хороших показателях физического и морального износа комплектующих, выпущенных отечественными предприятиями.

Ситуация с российскими предприятиями, работающими в этой сфере, довольно плачевная. Большая часть производителей имеет значительный износ производственных фондов, который составляет более 70%. Кроме того, затраты на производство в России значительно выше, чем за границей. В то же время длительность процесса изготовления в 2,5 раза больше. Этими факторами и объясняется неконкурентоспособность российских компаний.


Ипортозамещение – как шанс для российских производителей

Рогозин определил одну из приоритетных задач, как необходимость максимально быстрого замещения иностранных комплектующих деталями отечественного производства. При этом он акцентировал внимание на том, что процесс этот довольно длительный и требует, не только времени, но и четкого обозначения задач, а также контроля над воплощением в жизнь всех основных этапов. «Процесс импортозамещения уже начался, но мы находимся только в начале длительного пути», — сказал вице-премьер.

Но для ускорения этого процесса нужна поддержка со стороны государства. Специалисты думают об образовании предприятия «Судовое машиностроение». Данный вопрос будет рассматривать Минпромторг и ОАО «ОСК». В новообразованное предприятие войдут несколько компаний и организаций, которые могут наладить производство качественного оборудования, которое будет конкурировать с зарубежными аналогами. Глава ОСК сказал, что активная разработка этого вопроса ведется достаточно давно и на данный момент подбирается оптимальная основа.

В качестве поддержки министерства прорабатывают механизмы, главной задачей которых является стимулирование использования компаниями российских верфей для строительства. В первую очередь — это выделение грантов на утилизацию. При уничтожении старого флота транспортная компания получает право на этот грант, но его выплата возможна только после приобретения нового судна. Министр промышленности РФ отметил, что на финансирование этой программы в ближайшие 10 лет будет заложено более 10 млрд.

Еще одна дополнительная мера – возможность предоставления судов, произведенных в России, в лизинг с выгодной процентной ставкой. Механизм будет воплощен в жизнь путем докапитализации лизинговых компаний. Это должно простимулировать фирмы заказывать суда у отечественных производителей и передавать их по льготной ставке.


Развитие судостроения

В Стратегию развития судостроения до 2020 года были включены положения, которые определяют основные направления совершенствования сферы приборостроения:

• Приоритетное развитие направлений, предполагающих значительную перспективу.

• Улучшение нормативной базы, регулирующей вопросы машиностроения.

• Создание системы внутриотраслевых и межотраслевых коопераций.

• Стимулирование участия промышленности других типов в разработке.

• Стимулирование партнерства частного и государственного секторов.

• Развитие системы подготовки специалистов.

На правительственном уровне принято решение об образовании специального совета в который войдут специалисты в области судостроения. Это мера должна способствовать формированию единой политики и стандартов продукции.

На заседании коллегии также был рассмотрен вопрос об уровне подготовки молодых кадров, работающих в сфере судостроения. Специалисты приняли решение о воплощении в жизнь следующих положений:

• Проведение оценки потребности предприятий, работающих в отрасли, в выпускниках с соответствующим образованием для работы.

• Использование кластерной модели при обучении специалистов.

• Создание в рамках работы предприятий структурных подразделений учреждений профессионального образования, которые совмещают несколько форм обучения.

• Участие предприятий, работающих в отрасли, в чемпионате WorldSkills.

Что касается военного кораблестроения, то Минстрансу предложено подготовить для морской коллегии документ, в котором будет обоснована необходимость восстановления работы военных кафедр в ведущих вуза странных. Предложение касается ВУЗов, осуществляющих подготовку кадров в отрасли судо и кораблестроения.


Ведущая выставка МВМС-2015

Морской салон – известная на весь мир выставка. Ежегодно в ней принимают участие крупнейшие компании со всего мира. Главная цель этого мероприятия – демонстрация и дальнейшая продажа современных образцов в сфере кораблей и судо строения. Седьмой международный салон в очередной раз подтвердил свой высокий статус среди мероприятий с аналогичным профилем.

В роли участников выставки МВМС-2015 были зарегистрированы предприятия из 30 стран. Экспозиция заняла 17 000 квадратов выставочной площадки как в павильонах, так и на открытом пространстве. Также были задействованы и водные ресурсы, прилегающие к комплексу.

Среди участников экспозиции были представлены ведущие компании, которые работают в морской отрасли.

Экспозиция РФ

В ходе демонстрации широкой публике были представлены корабли и катера, принадлежащие подразделениям морской охраны и ФСБ. Кроме того, Вице-премьер РФ, в ходе посещения салона, осмотрел экспозицию, представленную концерном «Калашников». Концерн помимо выпуска оружия активно осваивает производство военно-морской техники.

Эти яркие события лета показали, что Россия стремиться укрепить свои позиции, как одно из ведущих мировых стран. А успех выставки продемонстрировал стремление отечественных и зарубежных предприятий вести совместную работу, направленную на расширение и взаимодействия.

 

Вернуться назад

X